Дмитрий Соколинский

Юрист по автомобильным вопросам. Правозащитник.
Тренер по тактике управления автомобилем.

✆ 7(916) 221 7764    

ежедневно
с 9:00 до 20:00

На время судебных заседаний и в других исключительных случаях звонок отключаю!
Перезвонить Вам?

Так, почему бы каждому водителю не взять за правило: я не буду выезжать в точку предполагаемого пересечения траекторий, пока не буду уверен в том, что те, перед кем у меня преимущество, не смогут мне внезапно создать помеху и тем самым вынудить меня изменить направление движения или скорость.

«Преимущество (приоритет)» - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

(выдержки из Правил дорожного движения Российской Федерации)

Процитировав в начале разговора о приоритете на дороге положения Правил дорожного движения Российской Федерации, хочу заметить и закрепить это в сознании каждого участника дорожного движения: если траектории двух участников дорожного движения пересекаются, то один из них всегда имеет преимущество перед другим!

Получается, что с точки зрения права, все вопросы по приоритетам на дороге решены и пробелы отсутствуют, так как если нет какого-либо специального правила по проезду точки пересечения траекторий, то применению подлежит правило универсальное, которое в народе получило название – «помеха справа».

Несмотря на это на дорогах постоянно происходят столкновения транспортных средств.

При разборе таких дорожно-транспортных происшествий никто не утруждает себя найти истинные причины этих столкновений, так как вопрос о виновности одного и правоте другого участника происшествия решается исключительно по объективным обстоятельствам: прокладывают траектории, определяют «помеху справа» и готово.

Автомобили сталкиваются, люди получают травмы, иногда погибают, правоохранительные органы по объективным признакам назначают виновных, а законодательные органы власти не вносят никаких изменений в Правила дорожного движения, оставляя данную проблему на разрешение самих участников дорожного движения: Аккуратней надо ездить, товарищи!

А, что тут еще можно придумать? Что надо прописать? Ведь приоритеты уже расставлены!

Начну свои рассуждения о способе разрешения существующей проблемы на дорогах с примеров из другой сферы взаимодействия людей.

Например, человек встает в очередь в кассу по продаже железнодорожных билетов, за нашим человеком никто очередь не занимает, очередь продвигается вперед, а наш персонаж стоит на месте, увлеченно разговаривая по телефону.

В какой-то момент разрыв в очереди станет таким, что кто-то может посчитать, что наш персонаж стоит просто так и мешает другим вставать в очередь за билетами, а кто-то, оценив ситуацию по-другому, обратится к нашему персонажу с вопросом: Вы, последний в эту кассу?

Из вышеописанного жизненного примера видно, что от человека, обладающего каким-либо правом (правом на место в очереди), требуется определенное поведение, из которого для окружающих его людей должно явствовать наличие этого права у человека.

Вместе с этим, следует отметить, что право не является обязанностью, а значит, его реализация зависит исключительно от воли человека, обладающего этим правом: право на место в очереди можно реализовать самому, уступить или продать другому!

Другими словами, если ты имеешь на что-то право, то ты должен заявить окружающим об этом, а когда захочешь своим правом распорядиться – дать окружающим время для принятия соответствующего решения или действия, если очевидно, что они не были готовы к твоему заявлению.

А теперь вернемся снова на дорогу и рассмотрим схожую, весьма распространённую, ситуацию:

Водитель легкового автомобиля приближается к регулируемому перекрестку по дороге, имеющей четыре полосы движения, по две полосы для каждого направления движения.

За 100 метров до перекрестка он видит, что его направлению загорается разрешающий сигнал светофора (зеленый) и два попутных ему автомобиля выезжают на перекресток с правым поворотом, освобождая свободный проезд по правой полосе через перекрёсток в прямом направлении.

Водитель, не снижая скорости движения, приближается к перекрёстку.

Вместе с этим, в левой полосе перед перекрестком стоит маршрутный автобус, который показывает левый поворот и закрывает своими габаритами обзор левой половины перекрёстка: на дистанции до перекрёстка, равной длине автобуса, водитель легкового автомобиля, следуя по правой полосе, не видит встречную полосу и не знает, что со встречного направления с левым поворотом ему наперерез начал движение другой легковой автомобиль.

Дальше ситуация получила печальное развитие:

В момент выезда на перекрёсток по крайней правой полосе, на разрешающий сигнал светофора (зеленый), при скорости движения около 50 км/ч, водитель легкового автомобиля увидел, что встречный автомобиль, обзор которого ограничивали габариты автобуса, совершая левый поворот, уже находится в левой полосе (автобус стоит, пропуская встречный транспорт).

Водитель легкового автомобиля испугался возможного столкновения и отвернул вправо, а водитель встречного автомобиля успел остановиться на перекрёстке: столкновения автомобилей на перекрёстке не произошло, но водитель легкового автомобиля совершил наезд на препятствие (мачту городского освещения) и чудом не сбил пешехода на тротуаре.

Если подойти к разбору данного дорожно-транспортного происшествия исключительно со стороны объективных обстоятельств, то причиной его возникновения являются действия водителя встречного автомобиля, так как он при выполнении левого поворота не уступил дорогу легковому автомобилю, движущемуся в прямом направлении и вынудил его водителя изменить направление движения (пункт 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо).

А если посмотреть на эту ситуацию со стороны здравого смысла?!

Когда я просматривал видеозапись с регистратора этого легкового автомобиля, то у меня возникало желание ударить по тормозам «в пол» еще на уровне заднего бампера маршрутного автобуса, так как обстановка на перекрестке не просматривалась и выезд на него на скорости 50 км/ч, по визуальным ощущениям, можно сравнить с выходом из вагона поезда в сторону прибытия встречного состава: водитель легкового автомобиля при выезде на перекресток, который он не видел целиком, ориентировался исключительно на сигнал светофора (открытую дверь из вагона поезда в сторону путей встречного направления).

Так, как же можно сформулировать «Правило реализации преимущества» –правило реализации права на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения?

Мой вариант таков:

Водитель, имеющий преимущество перед другими участниками дорожного движения может воспользоваться приоритетом при условии, что управляемое им транспортное средство находится в поле зрения тех перед кем у него приоритет.

Если водитель, имеющий преимущество, находится вне поля зрения участников дорожного движения, обязанных уступить ему дорогу, принять решение о реализации права на первоочередное движение он может только тогда, когда управляемое им транспортное средство попадет в поле зрения участников дорожного движения, обязанных уступить ему дорогу. До этого момента водитель, имеющий преимущество, должен воздержаться от выезда в предполагаемую им точку пересечения траекторий.

На самом деле этому простому неписаному правилу следуют многие водители.

Вот несколько примеров из собственного опыта:

1. Заметив на пути своего движения автомобиль, выезжающий задним ходом с парковочного места под углом к краю проезжей части, я останавливаю свой автомобиль на проезжей части, не меняя направления движения, так, чтобы выезжающий автомобиль мог выехать с парковки в мою полосу движения полностью и при этом сохранилась безопасная дистанция до моего транспортного средства.

Я же понимаю, что обзор при движении задним ходом ограничен: мой автомобиль может не попасть в поле зрения водителя, выезжающего с парковки.

Можно подумать, что это жест доброй воли, однако, для меня, в первую очередь, это обеспечение моей личной безопасности, а уж потом проявление вежливости.

2. При движении по дороге я замечаю передний бампер и капот выезжающего с прилегающей территории автомобиля (в темное время суток достаточно фар ближнего света), водитель которого скрыт от меня за габаритами автомобилей, припаркованных вдоль проезжей части.

В этой ситуации я понимаю: раз я не вижу водителя автомобиля, выезжающего с прилегающей территории, то и он не видит меня, а может быть и мой автомобиль.

Чтобы увеличить угол обзора в такой ситуации ему надо выдвинуться на автомобиле еще вперед, но тогда автомобиль наполовину перекроет правую полосу движения и создаст мне помеху.

Поэтому, увидев вдалеке выезжающий с прилегающей территории автомобиль, я снижаю скорость и настраиваю себя на то, что если автомобиль не начнет движение и не уедет, то я остановлюсь перед ним так, чтобы увидеть его водителя и определить уже точно, что делать дальше – ехать или выпускать, проявляя уважение.

3. Проезжая сужения проезжей части в местах проведения дорожных работ, нередко можно попасть в ситуацию, когда встречные водители «захватили власть» и объезжают свое препятствие, невзирая на твое преимущество.

Действую так: останавливаюсь так, чтобы объезд препятствия мог завершить любой, кто пожелает, а сам жду, когда найдется сознательный коллега и выполнит правила объезда препятствий – уступит дорогу тому, у кого препятствия не имеется.

Приводя примеры различных дорожно-транспортных ситуаций, имеющих отношение к реализации преимущества, я специально привел такие, которые не граничат напрямую с угрозой возникновения серьёзных последствий, давая понять, что даже в таких ситуациях я никогда не настаиваю на своем преимуществе и стараюсь быть осторожней.

Касаемо своего поведения при движении через перекрёстки, приведу только один пример: я никогда не начну движение со стоп-линии регулируемого перекрестка, раньше, чем это сделает грузовик или автобус, стоящий по соседству, закрывающий мне обзор хотя бы части перекрёстка или пешеходного перехода.

Согласитесь, ведь если любому водителю внезапно создадут помеху, то он рефлекторно будет тормозить или уходить от неё.

Так, почему бы каждому водителю не взять за правило: я не буду выезжать в точку предполагаемого пересечения траекторий, пока не буду уверен в том, что те, перед кем у меня преимущество, не смогут мне внезапно создать помеху и тем самым вынудить меня изменить направление движения или скорость.

Мое предложение просто уточняет порядок действий водителя в местах пересечения его траектории с траекториями других участников дорожного движения: сначала смотрю, оцениваю обстановку, а потом еду, вместо того, что делают многие водители – сначала пользуюсь преимуществом, а если мне создадут помеху, то буду принимать меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (часть 2 пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ).

Пожар легче предупредить, чем потушить!

В общих чертах поговорив о преимуществе в местах пересечения траекторий транспортных средств, в последующих главах я детально разберу порядок действий водителя для обеспечения личной безопасности и безопасности дорожного движения в целом при начале движения, маневрировании, расположении транспортного средства на проезжей части, а также при выборе скорости движения. 

 




 

Дмитрий Соколинский.  Юрист по автомобильным вопросам. Правозащитник. Тренер. Автоюрист 

Телефон: 7 (916) 221-77-64 ежедневно на связи с 9:00 до 20:00.

На время судебных заседаний и в других исключительных случаях звонок отключаю!

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Отправить письмо
telegram
whatsapp